На формирование структуры ассортимента влияет тип предприятия (розничное или оптовое и т.д.), его местоположение, потребности целевой аудитории и другие факторы. Основой структуры является ширина охвата и состав ассортимента, по этому критерию делятся следующие виды:
- Широкий - более 1000 позиций.
- Ограниченный - 200-1000 позиций.
- Узкий - менее 200 наименований.
- Специализированный.
Структура ассортимента
По таким признакам, как тип структуры ассортимента, также различают типы отдельных торговых предприятий:
- Специализированный магазин, предлагающий только один вид товара. Это может быть, например, продажа джинсов, упаковки или велосипедов.
- Универмаг предлагает широкий базовый ассортимент различных товаров из нескольких категорий, как правило, не продовольственных.
- Универсальный продуктовый магазин(гипер- и супермаркет) с широким ассортиментом непродовольственных товаров повседневного спроса.
Структура ассортимента производства и торговли предполагает также расчет связи и соотношения между различными товарными категориями, которые в него входят. Оценивается доля каждого наименования товара в общем наборе, полученные данные становятся основой системы ассортиментной матрицы – перечня изделий для реализации в определенный период времени, например, календарный год.
Формирование ассортимента
Формирование ассортимента означает работу по составлению оптимального перечня различных товаров, благодаря которому можно получать высокую прибыль, а потребности покупателей максимально удовлетворены, при проведении этой работы выделяются следующие актуальные факторы:
- Спрос, который определяется экономической ситуацией и доходами населения.
- Специализация, назначение магазина.
- Рентабельность товара.
- Наличие надежного производителя или поставщика.
Но поговорим об интернет торговле. Ведь у нее есть ключевое отличие, которое рождает массу ассортиментных споров - неограниченная товарная витрина.
На практике в онлайн используются следующие виды методов формирования ассортимента:
Маркетплейс - эта модель бизнеса захватила уже более 70% онлайн рынка в России. Вероятно, можно даже сказать, что это одна из древнейших моделей бизнеса, к которой естественным образом тяготеют предприниматели. Потому что, маркетплейс - это не что иное, как рынок. Однако, привычные нам рынки их 90-х годов чаще всего имеют высокую долю "серой" торговли и сопутствующих схем. А современные маркетплейсы, хотя и сталкиваются с около- или незаконными продавцами и товарами, все же имеют мощные инструменты поиска, верификации и отключения как селлеров, так и их товаров.
У этой модели практически отсутствует специализация, и за ультра-широкий ассортимент приходится расплачиваться размытым и сложным в управлении ассортиментом.
Как вы думаете, почему бесчисленные собственники бизнеса и управляющие инвест-фонды на протяжении долгих лет системно вкладываются в создание доминирующих маркетплейсов?
Два ключевых маркетплейса, де-факто "владеющие" Российским рынком, уже перешли с финансовой поддержки фондов на самообеспечение, где и начинает раскрываться истинное преимущество этой модели: на колоссальных денежных потоках от покупателей строится мощнейшая инфраструктура, а различные схемы взаимодействия с поставщиками (FBS, FBO, DBS, и так далее) позволяют гибко управлять динамикой роста и приоритетами.
На любом этапе жизни, маркетплейс заинтресован в расширении ассортимента, который в свою очередь расширяет верх воронки продаж - аудиторию, которую можно привлекать. А если привлечено уже 100% аудитории - можно захватывать новые товарные ниши в рамках этой аудитории, или выходить на новые рынки.
Мульти-категорийный магазин - при этой модели продажи уже часто имеют какую-то специализацию. То есть категорий может быть очень много, но часто они объединены каким-то объединяющим фактором: бытовая техника + смежные категории, книги + разные форматы, или инструмент всех типов + близкие по смыслу категории товаров.
В этом случае ассортимент компания определяет или опытным путем, или отталкиваясь от своих исследований покупательского поведения.
Вместе со специализацией возникают определенные критерии целевой аудитории, которая уже не 100%, а определяется ассортиментом компании и маркетинговыми инструментами.
Интернет-магазинов много, инвесторов на всех уже не хватает, вот тут то и проявляется во всех красе
понятие операционной эффективности. Операционная эффективность безусловно существует в любом бизнесе, но я не стал описывать это понятие применимо к маркетплейс модели, потому что
(продолжение следует)